Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

Виктор ЛевинОбозревательИдея Минздрава о том, чтобы передать территориальным фондам ОМС полномочия страховых организаций, вызвала горячие споры в медицинском сообществе. Не приведет ли эта новация к монополизации рынка? Смогут ли россияне получат бесплатное лечение? Кто защиты права пациентов? «НИ» оценили позиции сторон.

Виктор Левин

Дискуссия вокруг законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“ развернулась сразу же, как Минздрав опубликовал свои предложения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, где любой гражданин страны может оставить своем мнение, пройдя процедуру аутентификации.

Если не вдаваться в подробности, то опасения противников реформы сводятся к тому, что в текущей структуре ОМС страховые организации фактически играют роль посредника, защищая интересы застрахованных лиц, то есть пациентов. В их обязанности входит анализ медицинской документации, отслеживание правильности предоставляемого лечения и распространение информации о профилактических мероприятиях среди населения. Страховщики убеждены, что данная функция позволяет им осуществлять независимый надзор и стимулировать конкуренцию в секторе здравоохранения.

По данным Всероссийского союза страховщиков, каждый год страховщики проводят 30 млн экспертиз и выявляют более 5 млн «дефектов доступности и качества медицинской помощи». А если убрать институт контроля, то это спровоцировует коррупционные схемы и лишит пациентов независимой защиты в рамках ОМС. Само собой, что страховые медкомпании просто разорятся в первый же год безработицы.

Однако в Минздраве считают, что отнюдь не частные страховщики являются гарантами бесплатной медицинской помощи населению.

Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

В ответе на запрос «Известий» представители российского Минздрава отметили, что гарантия прав граждан в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) — это ответственность государства, делегированная региональным властям, а не страховым организациям.

По мысли регулятора, ключевую роль в реформе ОМС будут играть власти регионов и губернаторы, которым предложено самим решать — оставить местные СМО или передать их функционал в территориальные фонды ОМС.

Главный вопрос — кто тогда будет контролировать качество медуслуг? Минздрав считает, что с этой задачей справятся независимые эксперты, включенные в специальный реестр. Это могут быть опытные врачи с высшим образованием, аккредитацией или сертификатом, стажем работы не менее десяти лет по соответствующей специальности, прошедшие специальную подготовку в области экспертной деятельности в системе ОМС

Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

В министерстве заверяют, что территориальные фонды ОМС сохранят все функции страховых компаний, включая защиту прав граждан в сфере медицинского страхования, контроль качества медицинской помощи и обеспечение конституционных гарантий на бесплатную и качественную медицину. Как это работает на практике, тоже известно: прямая схема финансирования успешно применяется с 2021 года, когда ФФОМС получил полномочия страховщика для федеральных медицинских организаций.

Эксперт «Народного фронта. Аналитика» Сергей Войтюк уверен, что устранение посредников в финансовых потоках, когда средства, собранные государством в виде налогов и взносов, передаются частным страховым компаниям, а затем возвращаются в государственную систему здравоохранения, упростит финансирование медицины, а сама система станет более эффективной и прозрачной.

«Прецедент прямого финансирования уже существует — с 2021 года ФФОМС наделен полномочиями страховщика для федеральных медорганизаций, что подтвердило работоспособность модели», — рассказал он «Известиям».

С чем соглашаются и некоторые представители страховщиков. По словам Виктории Галицкой, руководитель департамента ДМС АО СК «Двадцать первый век», считает, что денежные средства будут распределяться территориальными фондами, которые аккумулируют и контролируют их с 2010 года.

По сути возникает вопрос: кому власти регионов должны доверять больше — «независимым» частным страховщиком или государственным структурам? Традиционно в России предпочтение отдается государству. Хотя стоит повторить, что решение о ликвидации посредников в здравоохранении будут принимать губернаторы. Если их все устраивает в современной системе, то и ломать ее не придется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *