Финны считают потери от закрытой границы

Финны считают потери от закрытой границы

МММихаил МакаровБез туристов из России Южная Карелия лишилась дохода в 1 млн евро в день.

Все усилия финских властей по борьбе с экономическим кризисом на востоке страны, который начался после закрытия границы с Россией, пока не дают желаемого эффекта. Хотя в Восточной Финляндии и появились первые признаки улучшения — открывается много новых компаний, миграционный баланс стал положительным, а на ближайшие годы намечены миллиардные инвестиции, общая ситуация по-прежнему остается сложной.

Не только закрытие границы, но и санкции, включая ужесточение таможенной политики, привели к сокращению рабочих мест, особенно в лесной промышленности, торговле и сфере услуг, констатирует служба новостей Yle. Восточные муниципалитеты потеряли значительную часть экономической активности и рабочих мест. Наибольший удар пришелся по торговле и сфере услуг, которые были ориентированы на туризм.

«Есть проблеск света, но я бы не стал говорить, что впереди экономический взлет», — приводит Yle слова мэра города Лаппеэнранта Туомо Саллинена.

Как поясняет финское СМИ, дело в том, что даже если все инвестиционные проекты будут реализованы (уверенности в чем нет), они не обеспечат быстрого роста занятости. По оценке финского министерства труда и экономического развития, улучшения можно ожидать только во второй половине следующего года.

Финны считают потери от закрытой границы

Станет ли Калининград «пороховой бочкой» Европы?Узнать подробнее

О том, что в финской провинции Южной Карелии, которая находится ближе к Санкт-Петербургу, чем к Хельсинки, «шок от действий России сменяется тревогой за то, что будет дальше», говорится в недавнем материале Bloomberg.

«Центр города полностью изменился: большинство магазинов закрылись. Туристы и автобусы, когда-то заполонившие дороги, исчезли. Местные спа-курорты испытывают серьезные финансовые трудности», — так описывается ситуация в городе Иматра, расположенном вблизи границы с Россией (в 210 километрах от Петербурга и всего 7 километрах от Светогорска).

Местный сталелитейный завод уволил сотрудников и закрылся. Три лесопромышленные компании региона также объявили о сокращениях. В итоге уровень безработицы в городе с населением 25 тыс. человек достиг 15%, что значительно выше среднего показателя по стране (9,1%). При этом именно в Южной Карелии наблюдается самый быстрый относительный рост безработицы среди молодежи, пишет Bloomberg.

Влиятельное мировое информагентство также напоминает, что до того как опустились пограничные шлагбаумы финны получали прибыль от работы в России: местная лесная промышленность в изобилии закупала в РФ древесину, российские туристы массово ездили на Запад, а «грузовики выстраивались в очереди на десятки километров, когда товары, включая новые автомобили, везли через Финляндию в Россию». Теперь же Южная Карелия оценивает потери от закрытия границы в 1 млн евро ($1,2 млн) ежедневно.

Зато местной достопримечательностью стала строящаяся стена на границе с Россией, которую финские власти называют «высокотехнологичным защитным ограждением». Иностранные туристы, рискуя нарваться на штрафы, массово вторгаются в пограничную зону, чтобы сфотографироваться на фоне внушительной многометровой конструкции, разделившей две страны. Но, конечно, это и близко не тот туристический поток, что был прежде.

Финны считают потери от закрытой границы

Москва и Пекин отвечают на санкции ростом торговлиУзнать подробнее

Подобно тому, как Россия после введения против нее западных санкций начала экономический «разворот на восток», финские власти пытаются компенсировать потери от разрыва связей с РФ. В частности, большие надежды в Хельсинки возлагают на заключенное в октябре этого года соглашение с Соединенными Штатами о сотрудничестве в области строительства ледоколов, которое в Овальном кабинете Белого дома Дональд Трамп подписал с президентом Финляндии Александром Стуббом. Как рассказывал «РосБалт», американская сторона заказала для Береговой охраны США до одиннадцати ледоколов. Четыре из них будут построены на финских верфях, после чего Америка будет перенимать финский опыт для строительства оставшихся.

Однако всего через месяц после вашингтонского рукопожатия Трампа и Стубба в Финляндии начали звучать сомнения в том, что заключенная ими сделка одинаково выгодна обеим сторонам. О том, что «ледоколы не спасут финскую экономику», пишет, в частности, Yle, поясняя, что значительное число новых рабочих мест будет создано на зарубежных верфях.

«Конечно, эти заказы важны, но их недостаточно для стимулирования финской экономики. Нам нужно много других проектов, если мы хотим по-настоящему оживить Финляндию», — говорит вице-президент Конфедерации финской промышленности Турья Лехтонен.

Как бы то ни было, дорожные знаки на востоке Финляндии по-прежнему указывают на населенные пункты в России — Петербург, Мурманск, Сортавалу и Костомукшу. Хотя граница закрыта с ноября 2023 года, местные власти не спешат с дорогостоящим обновлением указателей, поясняя, что закрытие погранпереходов два года назад подавалось как временная мера, и еще есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Михаил Макаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *